Третьякова Жанна Юрьевна - психолог

сертифицированный гештальт-терапевт телефон: (8482) 49-59-64 г. Тольятти, 12 квартал, ул. Свердлова 8 А
Гештальт в Тольятти. Запись на тренинги и семинары: (8482) 49-59-64
Главная Карта сайта Написать письмо
В избранное Карта сайта
Главная О Центре Написать письмо Как нас найти

Центр «Ресурсы»

Семейные консультации

Семейные консультации

 

Консультации для родителей

консультации психолога для родителей
Человек предназначен для любви.

И, как правило, страдают те, кто пытается со своей любовью сделать что-то противоестественное.

Пытаются, например, превратить её в ненависть, разрушая кого-то или себя.

Вершиной психотерапевтической работы является обращение с любовью.

Даниил Хломов.

Услуги для организаций

Услуги психолога для организаций
Независимость означает, что за тебя не платят , а свобода означает, что за тебя не думают

Даниил Хломов.

"Заколдованный круг"

Мой психолог, 2003г., № 3

Стоял ноябрь. Было уже по-настоящему холодно, зябко. Я шла по аллее Нескучного сада со своим коллегой-психологом. Мы рассуждали о семье, родителях, детях, стилях воспитания. Разговор коснулся моей сестры. С недавних пор он стал ее психотерапевтом. «Я не устаю удивляться, насколько вы разные! Как возможно такое? Одни родители, одна семья...»

«Действительно, - подумала я. - В чем причина наших с ней кардинальных различий в образовании, образе жизни, общей стилистике поведения?».

Я ни в коей мере не считаю, что семья является фабрикой по клонированию детей. Но как объяснить разницу в мироощущении и мировоззрении у людей, воспитанных в системе ценностей одной семьи? В чем здесь фокус? На короткое время я погрузилась в воспоминания. Картины одна за другой всплывали у меня перед глазами... Вот я - ребенок десяти лет. Моя семья - бабушка, мама, папа и младшая сестра. «Твое дело учиться». «Ты у нас умная и из тебя выйдет толк…». «Софья Ковалевская - на меньшее мы не согласны». «Ты унаследовала прекрасные способности от своего отца». В системе ценностей моих родителей интеллект занимал ведущее место. Хорошие оценки в школе были нормой, плохие - катастрофа и недоразумение - за них приходилось отвечать сурово. В конце концов, к пятнадцати годам, я могла сомневаться по поводу чего угодно - внешности, одежды, погоды, но только не по поводу своего интеллекта.

Я не знаю, в чем причина, но с моей сестрой все происходило совсем иначе. «Она, конечно не такая, как ты». «В институт - вряд ли. В лучшем случае - среднее специальное образование. Неизвестно, что из нее получится… Артистка?»

Воспоминания перешли в рассуждения. Моя сестра так и не получила высшего образования. Некоторое время она работала в театре. Мистика какая-то! Неужели уже тогда, в далеком нашем детстве, была задана программа нашего развития?!

Осознают ли родители силу влияния своих представлений о ребенке?
В конце 60-х годов в зарубежной психологии оформилось новое направление, названное «народной психологией развития». Его предметом стали не детско-родительские отношения и не стиль внутрисемейного воспитания. В поле его внимания находятся специфическая роль мнений, верований, взглядов и представлений родителей о развитии ребенка. Исследуется содержание этих взглядов, их развитие во времени. Изучается их трансформация в психическую реальность ребенка, в те или иные формы его поведения.

Именно в этих работах используется категория «самоактуализирующиеся пророчества». Это некоторые устойчивые утверждения родителей, которые, пройдя ряд этапов в своем становлении, трансформируются в поведение ребенка и в особенности его психики. Схема такого рода преобразований дана в работах М.Снайдера и подробно описана О.А.Шаграевой.

В нашей отечественной психологии существует теоретический постулат, разработанный еще Л.С.Выготским о том, что «…всякое внутреннее психическое есть превращенное, интериоризированное внешнее». С этой точки зрения я бы хотела рассмотреть этапы проникновения воззрений родителей в психику ребенка.

Итак, шаг первый: назовем его «быстрые субъективные интерпретации».

Все начинается с того момента, когда родители наблюдают за своим малышом и пытаются интерпретировать еще неясные особенности и свойства ребенка. Так зарождаются первые утверждения. Например, отмечая активность и напор малыша в песочнице, родитель говорит: «Этот в обиду себя не даст». У всякого родителя рано или поздно формируется ряд мнений о ребенке: «Наш ребенок уж очень застенчив», «Агрессивный мальчик (или девочка)», «Маменькин сынок», «Добрая девочка», «Звезд с неба не хватает» и так далее. Именно так, по всей видимости, родители решают, что их ребенок талантлив или, напротив, отстает в своем развитии.

Шаг второй: «тест на проверку».

Родители могут сомневаться в точности, истинности своей интерпретации. Для того, чтобы избежать ошибки, они будут стремиться проверить свои предположения. К сожалению, даже тогда, когда родители искренне пытаются проверить свои ожидания, они, скорее всего, попытаются найти подтверждение своим взглядам. Считая, например, что ребенок труслив или застенчив, они ставят его в достаточно сложные социальные ситуации, в которых ребенок вновь и вновь демонстрирует эти качества. «Наш ребенок труслив, он всего боится. Вчера, например, укладывала его спать и выключила свет. Так он устроил скандал, плакал».

Позитивные интерпретации так же всегда находят случай для иллюстрации. «Свои отличные способности она демонстрировала уже в раннем детстве», - делилась мама одной девочки. «Однажды к нам пришли гости. Мы играли с детьми в отгадывание картинок. Спрашиваем у всех: « А это что за зверь?» Никто не смог ответить, а наша говорит: «Это ягуар». Представляете! Такая маленькая и такая талантливая!»

Следующий, третий шаг можно назвать - «действие согласно с интерпретацией».

Получая подтверждение своих первоначальных впечатлений, родители чувствуют необходимость вести себя согласно этим впечатлениям. Таким образом, родители создают среду, где их мнение обретает устойчивость и продолжает быть активным. Внешне это выглядит следующим образом. Если речь идет, например, о застенчивом ребенке, то родитель, забегая вперед, пытается всем сообщить об этой его особенности (исключительно с благими намерениями, чтобы позаботиться о безопасности своего чада). В детском саду, в песочнице, среди знакомых и родственников, - все в курсе, что с этим ребенком нужно контактировать особенным образом, а, может, лучше и не контактировать? Если же ребенок определен как талантливый и способный, то родители берут на себя роль своеобразных импресарио, которые считают своим долгом продвигать юное дарование.

Далее, шаг четвертый: «реакция ребенка».

Действия взрослого требуют от ребенка реагировать соответствующим образом. На втором шаге ребенок только подтверждал догадки взрослых, т.е. действовал вполне естественно, сейчас же, на четвертом шаге, реакции ребенка вполне определенные. Дети подтверждают гипотезы взрослых, передавая отобранную информацию о себе своим родителям. Для ребенка в какой-то мере небезопасно не соответствовать их взглядам, ведь родители (на ранних стадиях развития ребенка) - единственный их источник информации о себе. Заколдованный круг начинает замыкаться. Являясь для ребенка единственными внешними ориентирами, близкие взрослые становятся заложниками своих представлений. Застенчивые дети уже на вполне законных основаниях демонстрируют устойчивые паттерны поведения, агрессивные - изо всех сил стараются подтвердить ярлык, чтобы ни в коем случае не разочаровать родителя в правоте его мнения, талантливые продолжают быть талантливыми...

Последний, пятый шаг - это «интериоризация».

Это завершающий этап в процессе самоактуализации родительских предположений и пророчеств. Ребенок переводит вновь образованное внешнее поведение во внутреннюю самоконцепцию (представление о себе) и затем переносит это в новые ситуации. Например, замечено, что, оценивая свои возможности, дети в большей степени ориентируются на взгляды родителей, чем на свои собственные достижения. Искусственно заниженная планка уровня притязаний ребенка дает вполне ощутимый результат: «Кто я такой, чтобы претендовать на большее?»

Таким образом, в процессе реализации пророчеств, все то, что было родительской мифологией, переходит в субъективную психологическую реальность ребенка и реализуется там в разных видах - от простой установки до личной идеологии (неудачника или победителя). Получается, что родитель еще на ранних этапах развития ребенка задает устойчивые и жесткие ориентиры, способные повлиять на отношение человека к себе, на его жизненные выборы, и, в конечном итоге, на его судьбу.

Возникает парадоксальная и почти мистическая ситуация. Заколдованный круг. Как быть? Как преодолеть влияние родительских впечатлений и реакций на поведение ребенка?.. Исходя из описанного открытия М.Снайдера, самоактуализация родительских предсказаний будет иметь место в той мере,

  1. в какой родители формулируют субъективное впечатление о неясном поведении ребенка,

  2. насколько они проверяют эти впечатления,

  3. насколько эти впечатления направляют процесс воспитания,

  4. насколько поведение детей соответствует ожиданиям взрослых,

  5. в какой дети переводят во внутренний психический план впечатления родителей, которые они подтвердили.

Мне представляется, что на каждом из названных этапов, особенно на первых трех, актуальны и действенны осознанные остановки и размышления. Теперь, когда так очевидна сила родительского влияния, можно поставить вопрос об ответственности близких взрослых за унизительные эпитеты и «убийственные прогнозы» в адрес ребенка.

Никогда не поздно усомниться в своей экспертной позиции по отношению к маленькому человеку на первом шаге, в период раннего детства, когда ребенок еще не может выразить себя в полной мере. Признание его уникальности и помощь в раскрытии его возможностей куда более эффективны, чем оценивание и интерпретация. На втором этапе, как мне кажется, полезно помнить о субъективности собственного опыта.

В процессе воспитания недостаточно руководствоваться житейскими понятиями. Воспитание - процесс творческий, живой, а не застывший и догматичный. И еще: опасны негативные оценки и пророчества в адрес ребенка, а хвалить и поддерживать его можно, нужно и полезно!

Кульбери Валерия Викторовна



Внимание! На сайте представлена лишь часть наших предложений.
Обо всех наших предложениях Вы можете узнать по телефонам, указанным в верхней части каждой страницы

© Психологический Центр «РЕСУРСЫ» – гештальт в Тольятти Сделано в Тольятти